«Не плачь, доченька»

– Как вы относитесь к выходам тренера на корт во время матча?
— К выходу на корт я как комментатор отношусь очень хорошо, потому что всё-таки интересно послушать, что же тренеры советуют, на какие аспекты они обращают внимание. Кто-то вообще ничего не говорит. Иногда мама выходит, пытается просто пожалеть. Дочка плачет, мама ей: не плачь, доченька. Мне кажется, для телетрансляции это суперинтересно.

— Не выдают ли тренеры какие-то секреты при этом? Иногда они довольно откровенные вещи говорят.
— Я думаю, что это ни для кого не секрет, просто есть очевидные вещи. Да, в какой-то степени можно послушать про себя что-то новое и интересное, но я думаю, что все прекрасно знают свои слабые места. Не все тренеры видят слабые места соперника и не все могут подсказать, куда нужно играть. Во-вторых, не всегда игрок может исполнить то, что говорит тренер. Например, он говорит ей сыграть резаным, а она выполнила резаный за пределы корта. И дальше она уже перестаёт это делать. У неё игра рушится, из-за того что она неправильно выполняет удары технически. То есть здесь достаточно тонкий момент, но я за то, чтобы привлекать больше зрителей к теннису, чтобы трансляции были интересными. Мне кажется, что всем любителям тенниса любопытно послушать, что же подсказывают тренеры на корте.

— Ещё одна обсуждаемая тема — возможное сокращение теннисных матчей. Вы, с одной стороны, теннисный человек, с другой – телевизионный. Как вы к этому относитесь? Имеется в виду спроецировать правила парного тенниса на одиночный. То есть при счёте «ровно» сразу играть решающее очко.
— В детстве мы так и играли. А ещё знаете, как мы играли? Если, допустим, я подаю и мяч касается сетки, это тоже засчитывается. По-моему, мы до 12 лет так играли. Не очень справедливое правило, скажу я вам, и мне кажется, что очень сложно будет в конечном итоге сделать новые правила для тенниса, потому что мы знаем, что все спортсмены — консервативные люди. И даже когда ты играешь на грунте, но он синего цвета, у любителей грунтового покрытия возникает такая проблема: почему корт синего цвета. Хотя определённые нюансы там есть. Поэтому будет очень сложно это правило воплотить в реальность.

— Ещё одно громкое обсуждение, которое было в этом году, — это необходимость равных призовых в мужском и женском турах. Была бурная дискуссия. Что вы думаете по этому поводу?
— Мужчины больше времени проводят на корте, они играют матчи из пяти сетов на турнирах «Большого шлема». Они заслуживают больше призовых просто потому, что у них объём работы больше. Им нужно восстановиться после пяти сетов, у них всего лишь один день, затем они могут опять играть пять сетов. Девушки за 45 минут могут закончить матч. Если бы они играли матчи из пяти сетов, то, наверное, призовые должны были быть равными. Но мне кажется, что для женского организма это будет очень тяжело.

— А что если мужские матчи проводить из трёх сетов?
— Я «за». Мне кажется, что пять сетов – это очень затяжной теннис. Конечно, есть особенные болельщики определённых теннисистов, теннисные фанаты, которые все пять сетов смотрят, не отрываясь, но мне кажется, что здесь немножко экшн теряется.

— Как тогда быть с недавним матчем Чилич – Дель Потро? Такое сражение было.
— А вот Кубок Дэвиса можно оставить с матчами из 5 сетов (смеётся).

— Вернёмся к теме Марии. Есть вопрос от читателя: помогло ли отстранение Шараповой проявить себя другим российским теннисисткам, или успехи Весниной, Макаровой, Касаткиной, Кузнецовой никак от этого не зависят?
— Может быть, повлияло таким образом, что сетка немного открылась. Хотя я не думаю, что это как-то повлияло на выступление на Уимблдоне той же Елены Весниной, потому что мне кажется, что она вполне заслуженно вышла в полуфинал, обыграла Катю Макарову. И Света Кузнецова наконец-то нашла, нащупала этот правильный настрой. В принципе, игра у неё всегда была хорошей. Нужно было просто себя немножко психологически собрать, всё это и получилось. Отвечая на ваш вопрос — не думаю, что помогло.

«Некоторые из-за комментариев карьеру закончили»

— Раз уж подняли тему финала Кубка Дэвиса… У вас, наверное, одно из самых ярких воспоминаний в карьере – это матч с Израилем в Кубке Федерации. Так получилось, что в этом году и финал Кубка Дэвиса, и финал Кубка Федерации выиграли гости, причём буквально в заключительном, пятом поединке. Как давление трибун сдерживать, не отвлекаться на это? Насколько это вообще мешает теннисисту?
— Все по-разному реагируют: кому-то мешает, кого-то просто выбивает из колеи. Мне кажется, что таких игроков, которых это заводит, достаточно много. Хотя не всегда приятно, когда против тебя болеют. Некоторые пытаются представить, что все эти люди болеют не против тебя, а наоборот — за тебя. У всех есть разные методики. Некоторые действительно расстраиваются, ракетки ломают, проигрывают, плачут. По-разному бывает, но лично мне нравилось, когда против меня болели. Иногда я чуть не засыпала на корте, но когда кто-то был против, это так будоражило! Надо было просыпаться и выигрывать. В Израиле именно так и произошло.

— Как раз про методику спрашивали. Есть ли у вас методика, как себя вести, как комментировать очень скучные матчи?
— Мне повезло, я с Владасом всегда комментирую. У него очень много в запасе интересных историй, которые он может рассказать. На самом деле, это очень хороший вопрос. Если я спала на корте, то понятно, что и в комментаторской кабинке, особенно когда ты какой-нибудь Australian Open или US Open комментируешь в 5 утра, можно заснуть. Есть кофе. Некоторые даже поддерживающие препараты принимают, не буду говорить, кто. Но я – нет. Я даже кофе не пью. Только чёрный чай.

— Стартовала лига IPTL. Как вы относитесь к таким выставочным турнирам и играли ли вы в подобных сами?
— Я играла в показательных матчах, но в IPTL формат немного другой. Я знаю, что самые яркие звёзды на сей раз не приедут. То есть первый сезон лиги был отличным по составу, но потом многие поняли, что вот этот промежуток между двумя сезонами, который называется межсезоньем, нужно использовать с умом. Это важный отрезок, когда необходимо уже закладывать базу на следующий сезон. Мы знаем, что многие игроки получили травмы во время IPTL и не могли нормально выступить на Australian Open. Поэтому надо выбирать. Вроде бы хочется сыграть и получить какие-то призовые, но, с другой стороны, ты понимаешь, что вообще-то я целый год играл и надо бы немного передохнуть. Если посмотреть на весь сезон и на соцсети теннисистов, то становится понятно, что они отдыхают неделю, максимум — две. Это очень мало. По-моему, такого нет ни в каком другом виде спорта. Две недели — полный отдых после окончания сезона, затем уже надо закладывать физическую базу. Неделя-две идёт активная физическая подготовка, затем идут занятия теннисом. Все по-разному готовятся, но из того, что я слышала, максимальный отдых составлял три недели в год. Представляете? Это очень мало. Переезды, физические нагрузки, стрессы… И в эти пару недель ещё ехать играть IPTL, когда ты находишься не в лучшей форме, вряд ли разумно. А если ты топ-теннисист, то ты хочешь продумать всё на пару шагов вперёд. Если ты не заложишь базу, то успешно сыграть на «шлемах» не получится.

— Вы сказали о соцсетях. Как вы считаете, как можно бороться с угрозами в адрес теннисистов?
— Никак. Интернет создан для того, чтобы люди высказывали своё мнение. Вот они и высказывают. Люди увлекаются ставками, некоторые проигрывают, очень расстраиваются и на эмоциях пишут не самые добрые сообщения, мягко говоря. Я знаю, что некоторые игроки из-за таких сообщений карьеру закончили. Например, была канадская теннисистка Ребекка Марино, играла очень неплохо, входила даже в топ-40. Но ей писали сообщения в социальных сетях, были угрозы, и девушка оказалась хрупкой. На неё это так сильно повлияло, что она решила закончить карьеру. Наверное, были и ещё какие-то причины, но эти сообщения стали последней каплей. Фактически она сломалась из-за злых комментариев.

— Вам часто пишут какой-то негатив?
— Да, часто. Но я уже не играю, поэтому этих сумасшедших «ставочников» уже нет. Есть какой-то негатив, а есть и здравая критика. К этому нужно относиться так: прочитал, не понравилось — забыл. Если зацепило, то надо подумать. Может быть, есть здравый смысл в этих комментариях. Редко, но иногда бывает.

«Проводить уникальные мероприятия по всему миру»

— Недавно вы опубликовали сообщение о попке Ким Кардашьян. Что это было?
— Я читала новости и увидела, что Канье Уэст открыл какой-то новый бренд обуви. И в этой новости была фотография Ким. Я задумалась: это вообще сексуально или не очень?.. Вроде бы фотография симпатичная, но формы достаточно необычные. Я решила спросить у своих подписчиков, что они думают. Между прочим, мужчины в основном ответили, что им нравится.

— А девушки?
— А девушки не ответили. Они тактично промолчали (смеётся).

— Вы являетесь довольно активным экспертом в области ставок. Расскажите об этом опыте.
— Ну какой я эксперт! Я просто пытаюсь анализировать матчи. Не хочу сказать, что даю советы, но какое-то мнение высказываю. Иногда оно даже бывает правильным.

— Чьи матчи вам больше всего денег приносят?
— А я сама не ставлю. Я только высказываю своё мнение. Я абсолютно не азартный человек. Я не играю в карты, не люблю спорить. Это всё не моё.

— Но вы же бывшая спортсменка! Значит, какой-то соревновательный дух в вас есть.
— Есть люди, которые любят играть, а есть — которые не любят.

— А вы любите выигрывать.
— Наверное.

— У вас есть собственная теннисная школа, появляются новые проекты. Расскажите, пожалуйста, про это.
— У меня есть идеи по поводу развития школы. Они будут осуществлены в следующем сезоне. Это очень ответственное задание – вывести её на достойный уровень. Потому что мы только начали, а это занимает какое-то время. Я буду работать. Есть идеи, и они будут реализованы.

— Сейчас уже идёт второй год вашей школе. Есть какие-то локальные победы?
— Да, у нас есть дети, которые выигрывают детские турниры. Мы не приглашаем никого со стороны, то есть не берём ребёнка, который уже имеет какую-то базу. Я хочу довести самую младшую группу, чтобы ребята вышли на какой-то уровень. По крайней мере, по России. Многие детки мотивированы, талантливы и хотят играть. Для того чтобы их подготовить, нужно три-четыре года как минимум, потому что тогда им будет 10-11 лет. И тогда уже посмотрим, на что они способны.

— Сейчас больше учеников, чем в первом году?
— Больше. Для нас важно, чтобы от нас никто не уходил, потому что это показатель доверия, показатель нашей работы. От нас действительно практически никто не ушёл. Я довольна своим тренерским штабом, который проводит огромный объём работы. Думаю, результаты уже на международных соревнованиях появятся через несколько лет. Для нас очень важно научить ребёнка играть и вырастить из него профессионала. Это основная задача.

— А что за новый проект?
— Я вместе со своими партнёрами открыла компанию, которая находится в Кремниевой долине. Она будет помогать спортсменам и другим известным людям проводить уникальные мероприятия по всему миру. И первый наш спортсмен — это Сергей Карякин. Он будет проводить благотворительный турнир одновременной игры на 10 досках. Быстрые шахматы. Событие состоится 1 февраля в Нью-Йорке. Средства будут пожертвованы в фонд ООН ЮНИСЕФ, поддерживающий детей. Проект новый. Идея появилась не так давно. Уже достаточно много спортсменов у нас зарегистрировано. В следующем году мы хотим увидеть ещё больше. Может быть, сотни, тысячи. И так далее.

— В чём смысл?
— Сейчас расскажу. Когда я завершила карьеру, я стала со стороны наблюдать за спортивным миром. Мне показалось, что у спортсменов есть проблема социализации. Кто-то завершил карьеру, кто-то ещё выступает, но уже готов передавать кому-то свои знания. Я знаю, что болельщики тенниса, футбола и других видов заинтересованы в общении. Дети заинтересованы в подсказках, советах. Но нет связующего звена между болельщиками и спортсменами. Эта платформа станет как раз связующим звеном. Может быть, ребёнок, который живёт в Сургуте, теперь получит возможность связаться со своим любимым теннисистом и встретиться с ним. Может быть, провести тренировку. Лично для меня это очень важный проект, потому что в сфере IT я никогда не работала. Для меня это первый опыт. Но проект мне очень нравится. Это моя идея, навеянная проектом Uber и сервисом Airbnb, с помощью которого можно снять квартиру. Происходит что-то похожее. Вам нужно такси, а у многих водителей есть желание вас подвезти. И вот есть специальный сервис, который объединяет и тех, и других. Мне показалось, что в спорте можно сделать что-то подобное.

— Как называется сайт?
— Reach2Stars.com. В переводе — дотянуться до звезды. Это ещё и интересный проект с точки зрения благотворительности, потому что я понимаю, что мировые звёзды — достаточно обеспеченные люди. Не всегда им интересен дополнительный заработок, но заниматься благотворительностью всегда приятно, и многие звёзды это делают. Я знаю, что и в других видах спорта есть мастера, которые не так много зарабатывают, но при этом они обладают уникальными знаниями и готовы их передать. И спортсмен сам может выбрать — или он пожертвует деньги на благотворительность, или сам получит дополнительный заработок.

— А почему Кремниевая долина, а не Москва, допустим?
— Потому что это IT-проект. Мы будем развиваться там, но наши первые мероприятия будут проходить в Америке и в Москве. В идеале мы хотели бы проводить их во всём мире, но начинаем со Штатов и России.

Беседовали Даниэль Виленчук, Галина Козлова, Никита Кузин, Даниил Сальников, Константин Устьянцев
3 декабря 2016, суббота. 20:45.
Теннис