Просьба помочь советами.
С чего начать постановку подачи ребенку, какие упражнения применять, на что обращать внимание. Хотелось бы получить толковую логическую цепочку по обучению этого сложного технического элемента.
Вид для печати
Просьба помочь советами.
С чего начать постановку подачи ребенку, какие упражнения применять, на что обращать внимание. Хотелось бы получить толковую логическую цепочку по обучению этого сложного технического элемента.
Очень важен подброс мяча. Мяч не должен очень высоко взлетать. Бить по мячу надо стараться как можно в более высокой точке. Для этого часто приходиться подпрыгивать. И нужна для точности подачи хорошая проводка мяча,для обучения.
Я много тренировал начинающих теннисистов,некоторые вообще не могли подавать.
Хватка часто была у них перекручена. Путём корректировки хватки и проводки мяча они быстро начинали подавать.
Моё мнение-подачу надо упрощать,чем меньше лишних движений,тем лучше.
Если у ребёнка хорошее чувство мяча,то подача в этоге не должна составлять большого труда.
Ноги ставят многие по разному. Моя младшая почему то подаёт как Шарапова,задирает мыс левой ноги при подаче. Но ей так удобно.
По другому не хочет подавать.
Вот подавать сильную и точную подачу в юном возрасте не просто.
Тут одного чувства мяча не хватает. Нужна ещё и физика. И постоянная тренировка,а если надо корректировка подачи.
Всё это я взял из своих наблюдений,не из книг.
Мне кажется, описывать технику словами очень трудоемко. Но самое интересное, что все это уже сделано, стоит поискать.
Могу порекомендовать несколько подводящих упражнений, которые позволяют избежать большинства самых частых ошибок.
1. Бросок мяча на левой ноге. Т.е. стоя на левой ноге замахнуться, бросить и остаться на левой. Угол вылета градусов 45-50. Дети не знают, что такое градусы и надо постараться им это объяснить. Это позволяет избавиться от возможной в дальнейшем ошибки "зашаг левой ногой", позволяет правильно распределять вес в процессе подачи, правильно впрыгивать в корт, позволяет прочувствовать траекторию ракетки и мяча на вылете.
2. Можно бросать и обычным способом - с правой ноги на левую, это позволяет выработать правильную работу предплечья.
3. Бросок предметов, не имеющих постоянно определенные параметры: баланс, длину, форму и пр.. Например, бросить кусок шланга, бросить кроссовок, держа его за вытянутый шнурок, бросить связку из двух мячей и пр.
Это упражнение позволяет приобрести чувство ритма и улучшить ритм петли.
4. Имитация концовки подачи с пронацией предплечья с использованием гимнастической булавы.
5. Контроль хватки. На устранение именно правой хватки (как указал Григорий) и замену её на нейтральную, как правило, уходит очень много времени, если не поставить правильную хватку сразу. Самый простой способ: начать имитацию стоя почти вплотную к фону любой хваткой, но лучше нейтральной. Остановить ракетку над головой, впереди себя, на точке удара, прижать к фону и тут показать такую хватку, которая позволяет держать ракетку для плоской подачи. Затем попросить ребенка сделать подачу самому и опять проверить хватку в начале и в на точке удара. Дети часто меняют хватку непроизвольно на правую либо еще до подброса либо во время петли за спиной. Чтобы этого избежать можно сделать два-три витка пластыря вокруг кисти и пальцев, держащих ракетку правильной хваткой. Вместо пластыря подойдет и эластичный бинт, но этот вариант хуже. Можно на ракетку приделать липучку, а подавать в перчатке, на кот. липучка липнет.
У Баболата есть такая фишка на ручках детских ракет серии Ball Fighter, как Memo Grip. Суть в том, что каждая сторона ручки ракеты под перфорацией имеет свой цвет отличный от других сторон. Во время освоения хватки на тренировке тренер ставит точку на тыльной стороне ладони ребенка между большим и указательным пальцем и просит ребенка сопоставить эту точку с нужным цветом на ручке ракетки. Способ кажется хороший, но он для подачи не работает... Дети уж очень любят правую хватку и невольно подают ею.
6. Высота и точность подброса. Насчет высоты подброса - не соглашусь с Григорием. Подброс должен быть достаточно высоким для того, чтобы максимально легко и свободно сделать петлю, разворот плеч, прогиб и пр. Бить надо действительно в самой высокой точке. Правда, не все игроки подают в прыжке, некоторые просто поднявшись на носки. Те, кто подают в прыжке, все приземляются на левую ногу (это я о правшах). На правую приземлялся только Борис Бекер - уникум. Для освоения высоты точки удара можно повесить хлястик на куске струны. Высота нижней части хлястика как раз на максимально доступной высоте. Можно хлястик держать на удочке. Ну и, короче, по хлястику лупить неподецки.
7. Подавать, начиная стоя на линии подачи, можно даже еще ближе. Постепенно уходить назад, в процессе освоения подачи с каждой точки. Полезно подавать с колен, с углов корта, от фона и пр. Все это вырабатывает чувство корта и способы регулирования траектории.
Вспомнил - Риос приземлялся на ту же ногу что и игровая рука...
Насчет хватки - ну не могут дети (и не дети) сразу подавать нейтралкой - к ней путь довольно долгий. Года три-четыре... И это нормально.
Кстати - общемировая тенденция (ну мне так кажется) что на первой подаче хватка более "правая" чем 20 лет назад - в мире...
Но не у всех.)))
Если получится сразу - а я ВИДЕЛ такое (правда - один раз, у Панфилкиной), то и делать все и сразу... если нет - то как все - по совету Жан-Поль Лот - по разделениям...
Кстати - Панфилкина вполне правой хваткой начинала подавать и годам к 10 спокойно на нейтрал перешла...
Так по моему первую подачу лучше подавать нейтральной хваткой,почти лопатой,а вторую подачу чуть прокручивая ручку ракетки по часовой стрелке. То есть немного удар получиться с правого бока мяча,придав ему вращение.
Или не так? Просто не все могут понять-нейтральная хватка,правая,левая,восточная,западная,обезьянка и не поймёшь какая. :D
Может кто это более простым языком выложить.
Нейтральная - это когда ракетку держишь как молоток чтобы забить ребром гвоздь. Все что от нее ближе к форхенду - правая. Наоборот - левая...
У детей и начинающих - ни кисти, ни днамики, поэтому даже нейтралом им не попасть по мячу, а не то, что в корт...
По подачам в идеальном случае - первая - хватка нейтральная, вторая со спином (особенно топспином) - ближе к левой. При этом полно исключений. В том числе прикольных - человек на замахе держит ЛЕВОЙ хваткой, а при подбросе - ПЕРЕХВАТЫВАЕТ судорожно в нейтрал. Видел на топуровне...
Согласен,подача у многих,это просто смех и грех. Моя младшая вообще подаёт не поймёшь как. Как бы под низ мяча и с боковым вращением. Мяч вроде и не сильно летит,но часто не могут принять вообще соперницы. Подброс мяча правда никудышный,вправо и вперёд,поэтому часто валиться.
Я когда с ней играю,отхожу дальше на приёме первой подачи,даю время мячу при ударе об корт потерять своё вращение и тогда только бью. Если близко стою на приёме,то приходиться бить по восходящему,по непредсказуемому отскоку. Что сложнее.
Вторая подача намного проще в приёме.
Поэтому первая подача очень важна,а у мужчин особенно.
У младшей подача - с Ваших слов - как у Мартинес. А она - чемпионка Уимба)))
Может - ничего не менять?
Поищите ее на Ютубе - может где и лежит подачка - сравните...
Пробовали менять подачу,тренер специально даже время под это выделял. Всё бесполезно. Как чувствует подачу.Так и подаёт.
Поговорил со своей младшей. Она сказала,что перехватывают ракетку при подаче почти все дети. А если не перехватывают,то выворачивают кисть для удара более плоским ударом,то есть правой хваткой. Ручка ракетки проворачиваеться при этом влево,против часовой стрелки. Поэтому нейтральной хваткой очень сложно подавать,точную и сильную подачу.Цитата:
По подачам в идеальном случае - первая - хватка нейтральная, вторая со спином (особенно топспином) - ближе к левой. При этом полно исключений. В том числе прикольных - человек на замахе держит ЛЕВОЙ хваткой, а при подбросе - ПЕРЕХВАТЫВАЕТ судорожно в нейтрал. Видел на топуровне...
Не все даже профи могут подавать нейтральной хваткой. Но если подают,то мяч часто летит за 200 км в час.
У нас на турнирах по мужикам один только Калюжный из Жуковского подаёт за 200 км в час,как раз нейтральной хваткой. Все сетки порвал. *LOL*
Но ручища правая у него огромная и очень жилистая. Вообще подачи за 200 км в час впечатляют.
Перехватывать хватку во время движения - грубая ошибка, которую нужно исправлять.
Хватка должна быть нейтральной (для всех видов подач) или ближе к левой (для крученной).
а не лучше ли в этом возрасте упростить освоение верхней подачи... начинать сначала как в Смеше... сначала замах через бок, потом подброс и удар... главное правильная высота локтя в замахе, и вывод головы ракетки вверх в ударе...
мы шли таким путем... правда начинали освоение с 6 лет и в 7 лет уже ребенок обладал правильной по технике (по моим меркам :) ) подачей.
Хочу добавить пару слов о подаче.Подачей серьёзно начали заниматься с 7 лет.В среднем на подачу на тренировке уходит до 25% времени.Одна тренировка в неделю до 50% времени,т.е 40-50 мин.Подачу тренируем в начале тренировки,а не в конце,так сказать на свежую голову.
Теперь пара слов о том как.
1.Очень правильная мысль Avaev о тренировке по разделениям.Именно так и тренировали,т.к. ребёнку трудно уловить движение в целом.Разбив подачу и тренируя её по частям вы быстрее добьётесь результата.Вам также легче котролировать правильность выполнения отдельных движений.
2.Опять же прав Andy про подводящие упражнения.И прав,что для каждого они должны подбираться индивидуально.Добавлю,что делать их надо на каждой тренировке,это даёт бОльший эффект.Отдельное спасибо Andy за упражнение "хлястик"(про него него написано в прошлом году),сразу стали применять.По соотношению простота/эффективность вообще нет равных.
3.Прав Григорий про "физику",нужен плечевой пояс,надо чем-то бить,для подачи это более чем актуально.
4.Про хватку.Есть соблазн не обращать внимание на то,что она всё время сползает в право,а ребёнок уверяет,что так ему удобно.Да,удобно,но тогда не будет полноценного удара,и придётся делать хватку нейтральной,но уже с бОльшими временными затратами.
5.Не советую замах черех бок,о котором говорит Rudger,всё равно нужна петля.Вообще не советую при освоении подачи идти по пути наименьшего сопотивления.Это потом выйдет боком и по технике и по потере времени на переобучение.
когда уже уверенно играешь ракеткой грамм под 265-280 и она не выв аливается из руки когда бьёшь смэш,то можно пробовать разные подачи и хватки,а остаться,в идеале,должна самая удобная.опытный игрок может бить разными хватками, но выбирает стабильную и нетравматичную.я предпочитаю универсальную полузакрытую на ВСЕ случаи.
"Очень правильная мысль Avaev о тренировке по разделениям."
Даже здесь - это не я произнес.))) А вообще - Лот его фамилия - француза-автора.
"Про хватку.Есть соблазн не обращать внимание на то,что она всё время сползает в право,а ребёнок уверяет,что так ему удобно.Да,удобно,но тогда не будет полноценного удара,и придётся делать хватку нейтральной,но уже с бОльшими временными затратами."
Сложно сказать... Экстремально правую исключить точно надо, а чуть вправо от нейтрали - гибкость детской кисти позволяет подавать ее не выламывая... И перейти совсем на нейтрал - это годам к 12 обычно, при тщательной проработке...
кстати - запросто что поэтому в европах раньше 12 НЕТ турниров... Чтобы подачу спокойно в клубе поставить и выходить с человеческой...
У Риоса с этим все в порядке. Приземлялся на правую ногу. Только что проверил. Посмотрел подач 10-12.Цитата:
Сообщение от Avaev
Это бывает если тренер в самом начале недоглядел, а потом не подправил из-за большого кол-ва детей в группе. Чистый тренерский недосмотр.Цитата:
Насчет хватки - ну не могут дети (и не дети) сразу подавать нейтралкой - к ней путь довольно долгий. Года три-четыре... И это нормально.
Очень хорошо в этом смысле работает Всеволодов Игорь Вадимович. После него уж точно не надо переучивать. И хватки правильные и ракета выносится вверх вперед ребром и пр. И это лет в 6-7 у его детей.Цитата:
Кстати - общемировая тенденция (ну мне так кажется) что на первой подаче хватка более "правая" чем 20 лет назад - в мире...
Кстати, у Баболата на ракетках серии BallFighter (110, 125, 140 - это название моделей по росту ребенка в сантиметрах) на ручках нанесена специальная цветовая маркировка для маленьких детей. Подобная маркировка есть и на Принце, возможно и на других ракетах.
И только так!Цитата:
Сообщение от J.M.
Сейчас схожу залезу на шкаф за журналами почитать что думает Вегнер. Сдается мне - он не так категоричен.)))
Постоянной корректировкой хватки добился того,что дочь 9.5 лет подаёт нейтральной хваткой без всяких заморочек.Цитата:
Сообщение от Avaev
Согласен с Andy про тренерский недогляд по хватке.Если постоянно обращать на это внимание,то с хваткой не будет проблем уже в 9-10 лет.
Не в 9-10 лет, а через 3-4 года постоянного пригляда.))) И постепенного перехода с одновременной тренировкой всего тела.
Если взять обычного нынешнего деточку из двора лет 10 с нулевой координацией (таких теперь 9 из 10), то - смею заверить - под постоянным приглядом хватка станет нейтральной к 14-15 годам.))) Имею опыт...
Моя дочь тренируется с 5-ти лет.С координацией порядок,разминку проводим двумя ракетками.Форхенд бьёт как правой,так и левой рукой.
Форхенду с двух сторон научить проще девочку, чем подаче.))) Тоже имею опыт...
Так что - 5 лет контроля и работы - и правильная подача - в кармане. В 13-14 она может рассыпаться из-за проблем с вырастанием в высоту.))) временно - но под самые важные турниры...
Спасибо,успокоили ;DЦитата:
Сообщение от Avaev
Верной дорогой идете товарищ!Цитата:
Сообщение от потапцев
Лучше сейчас доглядеть, чем потом бороться за чистоту техники, занимаясь исправлением вместо работы над новым.
Могу Вас заверить, что турниры в Европе раньше 12 лет существуют, существовали и будут существовать... только в последнее время ввели для 9 летних и младше мячи более мягкие... ввиде как эксперемента... по крайней мере так дела обстоят в Германии...Цитата:
Сообщение от Avaev
Может я не правильно выразился, но я имел ввиду подачу, которую по технике к примеру выполняет тот же Надаль, да и многие другие... Мне кажется освоение этой технике легче, чем с длинным замахом. И о какой петле идет вообще речь?Цитата:
Сообщение от потапцев
Просто это все так индивидуально, что каждый тренер видит это по своему...
и в каждой технике можно найти как плюсы так и минусы...
Есть еще одно установочное домашнее упражнение - в игровой руке мячик БТ на веревочке 30-40 см, в неигровой - поролоновый мяч. Подкинуть поролоновый и постараться попасть по нему обычным на веревочке. Очень ритм развивает - и корта не надо...
Но это уже после того как просто мячом на веревке петли крутишь уверенно.
Хотел бы обсудить работу глаз при подбросе. Этот момент мало описан в литературе, а на мой взгляд очень важен.
У профессионалов в большинстве случаев игрок до последнего смотрит на соперника (его перемещения), а затем переводит взгляд на мяч.
А вот как поступать при обучении детей? Первое, что должен запомнить ребенок, это что мяч нужно кидать в определённую точку, а не просто вверх. А часто бывает, что ребенок вроде понимает, но все равно подброс «гуляет», как хочет. Я попробовал следующий вариант. Сначала показываю ребенку точку, в которой он должен бить по мячу, а затем прошу его, ещё до начала подброса смотреть в эту точку и стараться подбросить точно в неё. И вы знаете – эта «визуализация» точки подброса помогает. Это также позволяет ребенку не уводить взгляд с мяча раньше времени. Он смотрит на мяч и разгоняет ракетку в мяч, а не вперед.
Просьба высказываться, кто что думает…
по поводу работы глаз - читал в том же Теннис+, когда он был еще жив - что вроде пока мяч летит к тебе - смотришь на мяч оптической осью, а периферией - на соперника. Досматриваешь - и полсе удара - оптическая ось на сопернике, считываешь его перемещения-замахи, а периферия - на мяче.
На подаче - досмотреть вверх до момента удара и чуть дольше, но затем - перевод взора на соперника.
Визуализация - годится для создания образа. Кстати - и в настольном теннисе смотрят при высоком подбросе именно ВВЕРХ и затем уже вниз, а не на руку...
Цитата:
Сообщение от J.M.
у нас вечная пляска вокруг того как надо
знаменитое выражение каждому свое судя по всему лучшего всего подходит для развития теннисиста.
у кого то подброс получается быстро, кто то на подбросом рабоатет очень долго , кто его подправляет в процессе уже проф карьеры ( пит сампрас) , кто то подает с гуляющим подбросом всю жизнь.
Подача хорошая настоящая профессиональная , требует долгой нудной работы практичной. Думаю пару тройку лет - берем ведро мячей идем на линию подачи и подаем подаем подаем. Если рядом тренер который дает советы замечательно.
Я например лично на мяч не смотрю ( или мне так внутренне кажется), своим подопечным ( правда взрослым) даю следующие вводные на начальном этапе.
Хороший , высокий подброс, в случаи плохого подброса не подаем а перебрасываем.
Ракетка держится как молоток при ударе запястьем выворачивается струнной плоскостью на мяч
Отвод ракетка максимально закидывание за спину чтобы тыльная сторона ручки смотрела на подброшенный мяч, локоть стремится смотреть в потолок.
Мяч бьется в максимально высокой точке, рука с ракеткой при ударе по мячу не согнута в локте.
Требую чтобы в начале подача была слабой но точной.
Но у всех свой путь подач, особенно у женщин. И тут помоему очень важна слабость кисти , руки плеча и главное пресса и спины.
------------------------------------------------------------------------------------------
Для подачи теннисной используются такие мышцы спины которые в обычной жизни редко задействуются, так вот когда они посредством тренеровок нарабатываются тогда и появялется сильная надежная подача.
Как человек регулярно занимающийся спортом , не могу пройти мимо интересного обсуждения.Цитата:
Сообщение от J.M.
Да, абсолютно точно, что ребенок должен знать по высоте точку удара (так сказать координату удара) , фундаментом здесь является выверенный подрос . И поэтому лучше тренировать подброс с приспособлением вроде баскетбольного кольца , закрепленного на уровне точки удара ракетки по мячу в прыжке. Во многих пособиях по теннису написано , желательно видеть как струны касаются мяча, естественно , что увидеть в нормальном состоянии и хорошем ускорении ракетки это невозможно, но такое стремление , дополнительно сосредотачивает падающего.
Я дочку учил так, мяч подбрасываешь смотришь на него , а в голове держишь место , куда будешь подавать. Очень важно правильно научить ребенка смотреть на мяч при подбросе и сохранять внутреннее спокойствие , внутреннее равновесие, именно контроль (смотреть!) на мяч , позволяет при плохом подбросе (ветер , вспышки света, блики на соревнованиях) не делать двойных ошибок , и не производить подачу , а повторить подрос.
Еще бы хотел добавить такое замечание , при занятиях с дочкой вывел, такое правило, чем лучше твоя подача, тем лучше должно быть продолжение, после хорошей подачи, ребенок бывает расслабляется и может на эйфории совершить нелепую ошибку или в следующем розыгрыше сделать двойную. Важно дать ребенку установку , хорошая подача должна давать уверенность в твоих силах, но не расслаблять раньше времени.
При подготовке подачи , при ее выполнении , смотреть на противника не вижу большого смысла. Нужно научить ребенка не реагировать но всякие примочки принимающей стороны , типа топанье ногами , долгое поднятие ракетки , швырканье , вызывающее поведение (замечания типа : умница , молодец - на двойную) .
Следующим этапом после обучения самой подачи, при тренировке этого элемента, обязательно тренировать не просто подачу , а подачу+ удар .
Объяснять ребенку преимущество подачи.Это как ход белыми в шахматах. Только ты знаешь , куда и как ты подашь , можешь планировать продолжение .
- Самый существенный фактор снижающий/увеличивающий эффективность подачи это координация.Цитата:
Но у всех свой путь подач, особенно у женщин. И тут по моему очень важна слабость кисти , руки плеча и главное пресса и спины.
Возможные причины плохого подброса
- [li]Проблема подброса не осознана[/li]
[li]Нет цели броска. Не понимания значения[/li]
[li]Координационные трудности между подбросом и движением подачи[/li]
[li]Нет желания тренировать подброс[/li]
советы рекомендации для тренировкой подачи , те к которым я отношусь с доверием .
Зафиксируйте точку удара (ракетки по мячу)
- Проделайте свободную , расслабленную подачу без мяча.
Бросьте мнимый мяч вверх, Вы "подаете "
- Заметьте себя, где Вы "встречаете" мнимый мяч. Повторите эту "подачу" от 20-до 30 раз
для тренировки подброса
►Попробуйте подбрасывать мяч , держа еще один мяч в ладони.Делается специально, чтобы подрос производился , когда мяч держиться тремя пальцами.
►Запястье не хлябает .Все четко . Чем длиннее Вы ведете вверх свое запястье , тем лучше контролируете.
►Не остановите руку подбрасывающую мяч ,даже если мяч покинул руку. Берите пример с "звезд" тенниса (рука вертикальным высоко вытянутой). Положение с вытянутой рукой , это оптимальное пе стартовое положение, вроде бегуна ко короткие дистанции , который стоит на старте, фаза размаха (перенос веса вперед, напряжение мышц (как лук).
►Тренировка подброса минимум 10 минут . 3 месячный , ежедневный курс таких 10 минутных тренировок - сразу скажется на качестве подачи.
нет подброса - не будет никогда и координации при подаче.
Я к подобному наблюдению так же пришел , тренируя с дочкой подачу.Цитата:
Сообщение от Атлет
Мой совет выглядел так:
В момент удара по мячу (говорим о подаче) представить себе , что ты шаришь на поверхности высокого шкафа ,до которого на цыпачках едва достаешь...
Но это никак не связанно с потерей силы, я бы сказал даже наоборот..
еще хорошие образы - силовой "кол" в баскетболе и бросок гандболистом мяча в нижний угол ворот через головы-руки защитников...
Согласен.Цитата:
Для подачи теннисной используются такие мышцы спины которые в обычной жизни редко задействуются, так вот когда они посредством тренеровок нарабатываются тогда и появялется сильная надежная подача.
По себе скажу,что когда я сам подаю,то на мяч когда по нему бьёт ракетка не смотрю.
В этот момент уже глаза перевожу в квадрат подачи.
А вообще могу несильную подачу подавать даже с закрытыми глазами.
Ошибок двойных в игре со средней подачей практически не бывает.
А вот что-бы подавать сильную и главное точную подачу надо уже много тренироваться.
Согласен с menov.
Дело в том,что сильная и средняя подача подаёться на чувстве мяча,что несложно,если оно есть,а вот сильная подача не только на чувстве,а и на навыке.
Уважаемый, Geo, а Вы когда нибудь были на тренировке хоккейного вратаря? Его заставляют делать такие немыслемые кульбиты телом, что не всякому гимнасту это по плечу. С чего бы это если проще отставить ножку или подставить ручку? Для того что бы утверждать что то, тем более в скоротечном спорте надо сначало посмотреть на замедленном повторе , желательно с паузами, действия отдельных частей тела человека, проанализировать их а затем уже делать выводы.
Пример с отклонением от летящего предмета еще как коректен, поскольку от точности и скорости отклонения корпуса зависило выживание вида. А вот еда наша не летала со скоростью полета шайбы и от того поймаешь ты её или нет не зависило выживание вида.
Высказывая чисто теоретические соображения о пронации руки при подбросе, все как то дружненько обходят простой эксперимент, подбросить мяч с пронацией и без. Я еще не встречал людей у которых с пронацией получалось бы хуже. Может вам повезет!
Удачи!
Mix@lich
Не просто был. Наш офепист тренировал хоккейных вратарей. Анализировать по-кадрово тут совершенно не обязательно, поскольку Вы писали о том, что человек станет отклоняться, а не ловить. Вратарь ловит рукой, а не отклоняется. Какие бы то ни было движения корпусом в этом случае не важны с точки зрения этой реакции на летящий предмет.
Когда же Вы пишите про выживаемость вида, то надо все-таки различать порядок точности в рассматриваемых ситуациях. Отклонение корпуса в случае угрозы исчисляется десятками сантиментров. Собственно, важно быстро уйти с линии удара. Это обеспечивают крупные мышцы корпуса и ног. Точность движения руки при подбросе (или ловле шайбы) исчисляется миллиметрами. Разница два порядка. Это разные точности. И мышцы работают разные. Типа как у шахтера и скрипача. При подаче мощные мышцы ног и корпуса задают общее направление и взрыв, но точную доводку мяча обеспечивают мелкие мышцы предплечья и кисти. Точно так же мышцы руки обеспечивают точный подброс. Чем проще начальное движение и меньшее количество мышц задействовано в этом движении, тем точнее оно будет. Тут скорость и взрыв не нужны, только точность. Как у скрипача, которого учат максимально расслаблять мышцы рук.
Geo, Вы подбросили мяч с пронацией и без?
Я уже не в том возрасте, чтобы экспериментировать с подбросами. Просто помню хорошо, как я это дело отрабатывал в юности. Довольно быстро пришел к тем же мыслям, что и Andy - меньше сложностей и степеней свободы. Я поднимал руку и заранее держал кисть так, чтобы мячик не крутился в полете, а поднимался и падал строго вертикально. Любые дополнительные движения сбивали траекторию или делали ее нестабильной. Это я запомнил. Другое дело, что начал осваивать теннис в 16 лет, имея хорошую спортивную подготовку. Маленькие дети вряд ли могут быстро добиться стабильности подброса. Они часто слишком плохо контролируют свое тело, плохо координированы. На них, наверное, и пронация способна подействовать.
Geo действительно знает о чем говорит.
Его дочь (член сборной России до 18-ти по Таэквондо) ходит на OФП уже лет 7 к одному и тому же тренеру, у которого тренируются и теннисисты и хоккеисты.
Дочь в теннис неплохо играет (занималась профессионально), сам Geo тоже играет много лет, лично знаком с сильными игроками и тренерами. Из теннисных родителей он по праву мог бы перейти в разряд тренеров.