Подготовка игрока к турниру.
Хотелось бы затронуть вопрос подготовки игрока к турниру, я думаю по срокам за неделю, до его начала.Если у кого будет желание, просьба поделится своими взглядами и подискусировать на эту тему которою я попытаюсь обозначить,небольшим перечнем.
Как в этот период формировать план тренировки, какие упражнения должны преобладать:( "игра на счет"), ("отработка комбинаций и игровых связок"), ( "работа над техникой"),("отработка ударов из корзины по мишеням" ),"(набиваемость ,удержание мяча на задней линии)","(скоростная работа ног,треугоьник,восьмерка"), ( "какая нагрузка и в какой день по ОФП").
Вот предположительный набросок упражнений, можно добавить свои и по возможности аргументировать применение тех или иных упражнений в данный период подготовки игрока.
Re: подготовка игрока к турниру
День добрый уважаемые коллеги!
Мне не понятно или эта тема не интересная, или здесь другая проблема.?
Смотрите и молчите.
Re: подготовка игрока к турниру
Цитата:
Сообщение от дядя Женя
День добрый уважаемые коллеги!
Мне не понятно или эта тема не интересная, или здесь другая проблема.?
Смотрите и молчите.
Мне эта тема очень интересна. Просто мы еще ни разу не учавствовали в турнирах. Поэтому я молчу.
Re: подготовка игрока к турниру
Мне тоже очень хотелось, что бы поделились опытом "бывалые" родители, тренеры.
Мы начинаем со следующего года принимать участие в турнирах.
Re: подготовка игрока к турниру
Уважаемый дядя Женя, Вы задали очень интересный вопрос ,на который нельзя ответить однозначно.Я обратила внимание ( просмотрев записи тренировок -мы вели дневники все годы .я считаю , что это очень полезно), что подготовительный этап накануне соревнований зависел от уровня подготовленности спортсмена на данный момент и не был универсален.Скорей всего меня забросают тухлыми помидорами , но я считаю , что тренировки надо планировать каждый день на следующий день , проанализировав тренировку сегодняшнего дня( можно планировать и на неделю , но все равно корректировать).
Мне в руки попал план тренировочной работы одного из ведущих теннисистов России на первую половину этого года , если Вас это интересует пишите , дам почитать, очень позновательно...
Re: подготовка игрока к турниру
Всем спасибо за ответы. Я, конечно, полностью согласен с Лизой, что в идеале мы со своими учениками должны заниматься только по плану, согласованному с родителями.
И если есть возможность, то с интересом посмотрел бы этот документ. Напишите, что для этого мне небходимо предпринять на мой khanevskiy@mail.ru, но, к сожалению, на практике работать по ним очень тяжело, уж поверьте на слово, я их достаточно много составлял, и это еще одна тема для дискуссии.
Но давайте потихонечку попытаемся разобраться с предсоревновательным периодом.
Вот такой образный пример: приглашается девочка для совместной тренировки, и, допустим, родители говорят, что им играть на счет или выполнять упражнения, в которых присутствует спортивная составляющая, нежелательно, так как у них через день, два начинается турнир. Прошу Всех высказать свое мнение!
Re: подготовка игрока к турниру
Психологическая подготовка к конкретному соревнованию. Часть 1
Психологическая подготовка к конкретному соревнованию направлена на формирование у спортсмена психической готовности именно к данному конкретному соревнованию, то есть на то, чтобы перед соревнованием и в ходе его спортсмен находился в психическом состоянии, обеспечивающем эффективность и надежность саморегуляции поведения и действий. Подчеркнем еще раз, что главными составляющими этого состояния являются установка на полную реализацию всех своих возможностей для достижения цели — победы или намеченного результата и определенный уровень эмоционального возбуждения, способствующий, с одной стороны, проявлению необходимой двигательной и волевой активности, а с другой — точности и надежности управления этой активностью.
И соревновательная целевая установка и уровень эмоционального возбуждения (напряженности) зависят от того, какова у спортсмена потребность в достижении цели. Интенсивность такой потребности определяется личной и общественной значимостью результата соревнований. Кроме того, обе составляющие состояния психической готовности зависят от того, как высоко оценивает спортсмен свои шансы достичь поставленной соревновательной цели. Оценка вероятности достижения цели является следствием отражения в сознании спортсмена:
— своей разносторонней готовности к соревнованию (здесь как раз
становится очевидной связь между функциональной, физической, техни
ческой, тактической подготовкой спортсмена и его предсоревновательным
психическим состоянием);
— предполагаемых условий предстоящего соревнования и особенно
силы своих соперников.
Именно на основании сравнения своих возможностей с возможностями соперников и с учетом прогнозируемых условий предстоящего соревнования спортсмен оценивает вероятность "достижения цели.
Поскольку для оптимального психического состояния важна высокая субъективная оценка вероятности достижения цели, постольку намеченная соревновательная цель должна быть реальной, пусть труднодостижимой, но такой, какую спортсмен на данном конкретном этапе своей подготовленности может добиться.
Исходя из сказанного, следует считать, что психологическая подготовка к конкретному соревнованию должна включать:
— определение цели участия в соревновании;
— создание установки на достижение этой цели;
— формирование уверенности в высокой вероятности такого достижения.
Для всего этого спортсмену нужно получить и переработать множест
во различной информации.
Психологическая подготовка к соревнованию должна начинаться с того момента, когда спортсмен узнает о возможности или необходимости своего участия в этом соревновании, а кончается посл
едним выступлением в нем — финалом. Весь этот промежуток времени, как бы изменчив он ни был, целесообразно разделить на три периода:
первый период — от получения сообщения о предстоящем соревновании до получения сведений о расписании и жеребьевке (о составе забегов, заплывов, предварительных групп, пар, о номерах участников, о последовательности подходов, снарядов и т.д.);
второй период — от ознакомления с результатами жеребьевки до начала первого этапа соревнования (предварительного забега, заплыва, заезда, первого боя, подхода, упражнения, игры, попытки);
третий период — от начала первого этапа соревнований до окончания финала.
Эти три периода различаются, во-первых, количеством и достоверностью поступающей к спортсмену информации, а также лимитом времени, имеющимся у него для сбора и переработки этой информации; во-вторых, конкретными задачами, которые надо решать в ходе психологической подготовки; в-третьих, средствами и приемами решения этих задач.
Статья с ресурса - dеf.kondopoga.ru/2006/12/05.
Спасибо Ace, он подсказал про этот ресурс.
Re: подготовка игрока к турниру
tema ozenj interesnaja )))poprobuju w trex punktax.
1) kak moschno menjsche trawmirowatj rebenka Turnirom (t.E my edim ne na turnier a posmotretj zemu my nauzilisj w poslednee wremja i potrenirowatjsja )
2)w posledneju nedelju kak moschno menjsche OFP boljsche igraem na szet, i delaem upraschnenija bliskie k realu(fantasija Trenera i ego opyt)
3)pitanie , ozenj obiljnaja pischa witaminami i KAK moschno boljsche wody
Re: Подготовка игрока к турниру.
Подготовка к турниру дело важное , ответственное и очень нужное.Поэтому любое мнение интересно и полезно.Предлагаю ознакомиться с точкой зрения по этому вопросу детского тренера Олега Игоревича Кривошеева (г. Киев).Предлагается подход к построению технических тренировок в недельном микроцикле перед теннисным турниром, направленный на решение дилеммы между исправлением слабых и совершенствованием сильных качеств теннисиста.
К вопросу о подготовке теннисистов в предсоревновательный период.
Одним из основных вопросов подготовки спортсменов к турнирам в предсоревновательный период является выбор между исправлением их слабых сторон и совершенствованием их сильных качеств.
У турнирных игроков любого возраста есть недельный микроцикл, на котором их нужно подготовить к турниру. Я предлагаю соединить, казалось бы, разные задачи по исправлению ошибок и совершенствованию сильных сторон в одно целое через взаимосвязь сильного и слабого звена, через их координацию в разных моделях игровых ситуаций.
Допустим например, что у игрока быстрые ноги (сильное качество) и не получается подача (слабое качество). Мы ищем вариант закрыть этот пробел в игровой ситуации, опирающейся на его сильные стороны. Даем простое упражнение: подача с выходом к сетке. При этом неважно, будет ли игрок использовать эту комбинацию в матче или нет. Нас интересуют другие задачи, связанные с корректировкой подачи путем:
1) изменения подброса;
2) впрыгивания в площадку с удержанием прицела;
3) «входа» ударного плеча и удержания его максимально впереди после удара.
Упражнением «подача с выходом к сетке» указанные технические зада-чи решаются весьма эффективно, поскольку игрок обязательно должен пройти среднюю линию. Он автоматически видоизменяет подброс и увеличивает диапазон прохождения ударного плечевого сустава.
Кроме этого, мы попутно решаем этим упражнением еще ряд важных задач:
a) активизируем вынос плечевого сустава;
b) ускоряем предплечье и кисть в ударной фазе над головой, потому что максимально быстрое прохождение к сетке требует максимального разгона на старте;
c) оптимизируем скорость прохождения дистанции до средней линии, увеличиваем скорость работы ног, синхронизируем разножку с ударом соперника;
d) тренируем навыки работы у сетки, на что, по моим наблюдениям, в Украине никто не обращает должного внимания.
Итак, упражнение «подача-выход к сетке» при его грамотном использо-вании дает возможность развить лучшие качества игрока, т.е. быстрое передвижение по корту, без акцента на его слабые стороны, т.е. подачу и игру с лета. При этом эффективно исправляются ошибки в исполнении слабых технических элементов.
Не бойтесь экспериментировать!
Re: Подготовка игрока к турниру.
Если можно подскажите литературный источник и возможно в электронном виде.
Спасибо.
Re: Подготовка игрока к турниру.
Ответ для дяди Жени.
Пару лет назад играли в Донецке.В руки мужа попался журнал, изданный на Украине - с названием боиться напутать , вспомнит я здесь допишу (взял у кого то из местных тренеров посмотреть).Это издание содержит статьи украинских тренеров.Стало любопытно...Так как читать на месте времени не было- отксерил ряд статей.К сожалению это все , Что я знаю о источнике.Могу для ознакомления разместить и остальное.
Re: Подготовка игрока к турниру.
Спасибо если будет возможность конечно разместите, с удовольствием ознакомимся.
Re: Подготовка игрока к турниру.
Особенности подготовки теннисистов к соревнованиям с учетом временной адаптации
Организм человека адаптирован к определенным условиям среды в результате длительной эволюции и онтогенеза. Приспособление к периодическим колебаниям освоенных климатических и геофизических условий осуществляется в основном с помощью готовых, ранее выработанных адаптивных механизмов. Однако при выраженных изменениях среды в непривычных условиях, когда происходит резкое снижение работоспособности организма, необходимо использовать активные формы адаптации. Эти условия могут быть неоднозначными по физическим и биологическим характеристикам.
К одним изменениям среды организм человека может достигать полной, а к другим - частичной адаптации. Самая быстрая адаптация осуществляется в сенсорных системах. К разряду быстрых приспособительных реакций (дни, недели, месяц) относятся и компенсаторные реакции организма на резкие и значительные изменения температуры, состава воздуха, суточных ритмов и др. Адаптивные компенсаторные реакции осуществляются на основе врожденных свойств организма. Они возникают, как только организм человека попадает в неадекватные условия среды, и постепенно затухают по мере развития адаптационного процесса.
Процесс приспособления организма к меняющимся условиям среды приобретает особое значение при перемещении спортсменов в различные временные пояса и климатические условия. Сдвиги, происходящие в системах организма спортсмена при указанных воздействиях, требуют особых условий для адаптации. Наиболее важная задача, которая должна решаться на этапах перелета и акклиматизации – это сохранение общей и специальной работоспособности. Из многочисленных факторов внешних воздействий необходимо выделить их положительное и отрицательное влияние на спортсмена.
Общеизвестно, что в клетках и тканях тела человека совершаются функциональные многообразные циклы, различные по своей длительности и содержанию. Каждая функциональная система имеет гомеостатические зоны в пределах значений «минимум – максимум». Одни достигают своего максимума утром, другие – днем, третьи – вечером, но все они взаимосвязаны. Эти циклы влияют как на умственные способности, так и на физическую работоспособность человека. Внутренние механизмы человеческого организма работают и изменяются синхронно с внешними воздействиями (закат и восход солнца, прием пищи, время тренировки, прогулки, просмотр телепередач и др.).
В настоящее время выбор мест проведения международных соревнований федерациями по видам спорта не учитывает ограниченность адаптационных возможностей спортсменов, что снижает результативность их выступлений и ставит их в неравные условия с местными спортсменами. Быстрое перемещение в пространстве (авиаперелеты) выводит биологические (внутренние) ритмы организма спортсмена из гармонии с окружающей средой и приводит к нарушениям их взаимодействия между собой. Десинхроз – это результат борьбы привычной и новой часовых зон за контроль над организмом. Важнейшие для жизнедеятельности человека ритмы – «температурный» и «сна – бодрствования» - требуют для своей перестройки различные по продолжительности отрезки времени.
Календарь соревнований теннисистов–профессионалов насыщен резкими изменениями климатических условий, часовых поясов, а также специфическими особенностями различных теннисных покрытий. Необходимо учитывать особенности национальной кухни в странах, проводящих соревнования.
В качестве примера рассмотрим подготовку членов национальной сборной команды Украины по теннису к турниру серии «Челленджер» во Вьетнаме через неделю после матча на кубок Дэвиса в Донецке. Место проведения турнира – город Хошимин. Сроки проведения турнира: 12-20 марта 2005 г. Дата и время прибытия: 10 марта в 14 часов 30 минут.
Для составления практических рекомендаций нам необходимо иметь точную информацию о климате, географическом положении, специфике питания, общем времени перелета, времени прилета, покрытии кортов, погодных условиях, других факторах (наличии трибун, интересе зрителей, наличии тренера или другого помощника).
Анализируем эти сведения.
1. Климат - субэкваториальный. С декабря по апрель длится сухой сезон. С конца февраля по май жарко при высокой влажности. В период с 10 по 20 марта средняя дневная температура воздуха – плюс 30 градусов в тени. Световая продолжительность - 12 часов.
2. Часовой сдвиг по времени - плюс 5 часов от Донецка. Направление перемещения – юго-восток.
3. Основу питания, как и в большинстве азиатских стран, составляют рис, лапша, специи. Мясо считается праздничным блюдом, а рыба и овощи - в изобилии. Блюда имеют достаточно сильные специфические запахи, довольно резкие и непривычные. Однако это всего лишь признак осо-бого способа приготовления пищи, а никак не сомнительного качества продукта.
4. Покрытие кортов – «хард», трибуны рассчитаны на 5 тысяч зрителей.
5. Интерес зрителей очень высок, с первого дня соревнований трибуны заполнены на 100%.
Передвижение на восток проходит более болезненно, чем на запад. Это связано с тем, что на новом месте приходиться ложиться и вставать раньше обычного времени, что вызывает повышенную сонливость. Перелеты на восток лучше переносят «жаворонки». Экстраверты адаптируются быстрее, чем интроверты.
Исходя из полученных данных, предлагаются практические рекомендации, направленные на заблаговременное изменение режима сна, тренировоч-ных занятий и питания.
Режимы дня и тренировочных занятий.
Первый день после матча на Кубок Дэвиса (понедельник). Утром обязательная прогулка на свежем воздухе продолжительностью до 1 часа. Вечер-няя разминка: 30- минутный бег трусцой по хардовому или асфальтовому покрытию с изменением направления бега. Посещение парной бани для пред-варительной акклиматизации к условиям жары и влажности. Лечь спать и встать утром на 1 час раньше.
Второй день (вторник). Утром - тренировочное занятие 1,5 часа со средней интенсивностью. Желательно использовать теплый спортивный костюм, который препятствует отдаче тепла и ограничивает испарение пота.
За 2 часа до тренировки рекомендуются прохладные напитки в объеме до 500 мл с чайной ложкой сахарозы или глюкозы, добавить хлорид натрия. Во время тренировки каждые 15 минут выпивать около 100-150 мл жидкости. После интенсивной работы принимать подсоленную пищу, томатный и фруктовый соки.
Вторая половина дня – бег трусцой до 30 минут по хардовому покры-тию. Вечером - 30 минут прогулка перед сном.
Третий день (среда) - день вылета.
Рекомендуется отправляться в путь на полный желудок. Плотно поев перед полетом, стараться много не есть в полете до прибытия на новое место.
На период пребывания в пути игрокам даны следующие рекомендации:
1. Устроившись в самолете, переведите свои часы на время места прибытия. Это - первый психологический шаг к адаптации.
2. Теперь вы живете во времени Хошимина. Если там ночь, - постарайтесь заснуть, если день, – бодрствуйте.
3. Из напитков ограничьтесь водой или соками. Газированную воду и напитки, алкоголь, кофе, чай лучше во время полета не употреблять.
4. Снимите обувь и поднимите ноги повыше (если есть возможность). Если волнуетесь, откиньте спинку кресла, плотно прижмите спину, особенно затылок и плечи, закройте глаза и дышите через нос как можно глубже.
Первые два дня после прибытия (четверг и пятница).
Необходимо организовывать свой жизненный и тренировочный режим дня по расписанию, близкому к графику соревнований.
Больше находиться на воздухе. Тренироваться в очень спокойном и щадящем режиме. Обязательно выполнять 1-2 раза комплекс различных беговых упражнений на корте для привыкания к покрытию. Заканчивать тренировку следует упражнениями «игра на квадратик» или «футбол на квадратик». Одежда должна быть очень легкой и пропускать пот, так как его накопление приводит в условиях жары к перегреванию.
Наиболее эффективное время для адаптации в первые дни на воздухе: 9 часов утра (прогулка, легкая разминка), 11:30 – 13:30 (первая тренировка), и во второй половине дня перед ужином – вторая тренировка. В тренировку обязательно включить «смеш» с отскока до 30 повторений с тем, чтобы при-выкнуть играть «без крыши».
Третий день после прибытия (суббота). На третий день уже происходит перевод биологических часов организма. Этот день рекомендуется проводить в обычном режиме.
Питание
Понедельник (первый день после матча на Кубок Дэвиса, до отъезда во Вьетнам) – «обильное» трехразовое питание. Ужин должен быть богат угле-водами.
Вторник – «постный». Тоже трехразовое питание, но в небольших количествах, низкокалорийное и бедное углеводами: салаты, легкий суп, фрукты.
Среда. Перед вылетом плотно поесть.
Четверг. Первый прием пищи на новом месте должен содержать много белков. Ежедневно придерживаться «питьевого» режима, описанного выше.
Первичные меры при тепловых травмах.
Очень важным является знание первичных мер при тепловых травмах:
1. При судорогах мышц следует немного отдохнуть в прохладном месте и восполнить запасы жидкости в организме.
2. При тепловой перегрузке использовать отдых в прохладном месте, наложить лед на область лба и шеи. Ноги спортсмена должны быть подняты выше головы. Обязателен прием солевого раствора. Для защиты головы от теплового удара использовать головной убор из светлого, желательно белого материала.
Описанный пример наглядно демонстрирует общий подход к учету временнόй и климатической адаптации теннисистов. Использование профилактических мероприятий, адекватных временным и климатическим условиям при подготовке и участии в соревнованиях, позволит спортсменам рацио-нально реализовать адаптационные возможности и повысить результативность выступлений.
Автор материала Светова Алена Олеговна – директор теннисного клуба «ВикКорт». Заслуженный тренер Украины, мастер спорта СССР по теннису. Воспитала ряд игроков профессионального тура, в том числе мастеров спорта Украины международного класса Ковальчук Татьяну, Савчук Ольгу, Терещука Ореста.
Возвращаясь к напечатанному...Статья с ресурса - dеf.kondopoga.ru/2006/12/05.
Психологическая подготовка к конкретному соревнованию. Часть 2
Задачи первого периода:
1) предварительный сбор информации о соревновании;
2) предварительный сбор информации о соперниках;
3) постановка на основании собранной информации цели
участия в соревновании и определение общих задач;
4) программирование средств решения общих задач, то есть средств достижения цели, постановка частных задач и программирование средств их решения;
5) практическая проверка избранных средств решения частных задач и корректировка программы подготовки;
6) сохранение нервно-психической свежести к началу соревнования.
Предварительный сбор информации о соревновании начинается с сопоставления сроков проведения соревнования с производственными, учебными, общественными, семейными и другими личными делами. Спортсмен должен постараться привести, так сказать, свой "жизненный [календарь" в соответствие со спортивным календарем таким образом, чтобы у него не было важных или неотложных дел, отвлекающих от подготовки и выступления в соревновании.
Затем спортсмен анализирует положение о соревновании и узнает из него, как оно будет проводиться (олимпийская или круговая система, с финалами или без финалов, с квалификационными нормативами — какими? — или без них. Если данное соревнование является не только первенством (чемпионатом), но и одновременно отборочным турниром для участия в другом — более крупном, надо узнать, какие результаты (места) дают право на участие в нем).
Важно также узнать заранее как можно больше об условиях, в которых соревнование будет проходить: на каком стадионе (зале, площадке, горе, шоссе, трамплине), с каким покрытием, в какое местное время (соотнести его со временем в своем привычном часовом поясе), какова там .' наиболее вероятная погода в сроки проведения соревнования, характерное г направление и сила ветра, как ведут себя местные болельщики и многое другое... Например, спортсменам, соревнующимся в тех видах спорта, где есть весовые категории (борьба, бокс, тяжелая атлетика), и кому приходится "сгонять" вес, важно знать какие бани в городе, где им предстоит состязаться.
Предварительный сбор информации о соперниках имеет большое значение. Как правило, высококвалифицированный, опытный спортсмен знает наиболее сильных соперников, выступающих в его виде, на его дистанции, в его весовой категории. Спортсмену надо постараться как можно раньше узнать, кто из них будет участвовать в предстоящем соревновании, в каком они состоянии, какие результаты показывают в последнее время. Если с кем-либо из сильных соперников ему не доводилось раньше встречаться, тогда придется позаботиться об источниках информации: среди других опытных спортсменов, тренеров, в прессе, в интернете, чтобы побольше узнать о физических, технических, тактических, волевых и характерологических особенностях будущих противников.
Статья с ресурса - dеf.kondopoga.ru/2006/12/05. Продолжение.
Психологическая подготовка к конкретному соревнованию. Часть 3
Задачи второго периода психологической подготовки к соревнованию:
1) выработка программы поведения и действий в соревновании;
2) составление программы первого выступления;
3) сохранение нервно-психической свежести к началу первого выступления.
Выработка программы поведения и действий в соревновании становится теперь возможной потому, что спортсмен располагает новой, более полной и точной информацией, чем раньше. Он уже точно знает, кто именно будет выступать в его спортивной дисциплине, знает состав участников предварительных забегов (заездов, заплывов), последовательность выполнения упражнений, своих непосредственных соперников в первых кругах соревнования.
Переработав эту информацию, спортсмен составляет программу, которая предусматривает не только соревновательные действия, но и подготовку к ним, режим питания и отдыха, а также сбор в ходе соревнования необходимой дополнительной информации.
Составление программы первого выступления — это, по сути дела, не что иное, как тактический план действий в первом забеге, в квалификационных состязаниях, в первом упражнении, в первой игре, в первом поединке. Первое выступление в любом соревновании отличается от последующих, так как перед ним и часто в ходе него спортсмен испытывает более сильное эмоциональное напряжение — ведь именно от этого высту* пления во многом зависит, будет ли он выступать на следующих этапах соревнования, и если будет, то как. Кроме того, перед первым выступлением неопределенность ситуации больше, чем перед последующими, поскольку спортсмен еще не знает, как готовы сейчас его соперники, а по» рой и как готов он сам.
Сохранение нервно-психической свежести к началу первого выступления — важнейшая задача второго периода психологической подготовки к соревнованию. Если раньше причинами неблагоприятных эмоциональных состояний, вызывающих затраты нервно-психической энергии, были в основном представления и мысли о соревновании, то теперь спорт-
смен реально, на самом деле видит стадион (зал, бассейн, корт, площадку ...), соперников, судей, зрителей, всеми органами чувств живо воспринимает атмосферу соревнования, контактирует, хочет он того или не хочет, с другими участниками начинающегося спортивного действа.
Этот период психологической подготовки к соревнованию отличается большим количеством и высокой достоверностью поступающей к спортсмену информации, ограниченным, но вполне достаточным временем для ее переработки, необходимостью принимать решения и готовиться к старту на фоне значительного эмоционального напряжения, справиться с которым позволяет использование приемов и средств саморегуляции, ранее освоенных и "припасенных" для этого момента.
Юрий Яковлевич КИСЕЛЕВ
Статья с ресурса - dеf.kondopoga.ru/2006/12/05. Окончание.
Психологическая подготовка к конкретному соревнованию. Часть 4
Задачи третьего периода:
1) накопление и переработка информации, поступающей в ходе соревнования;
2) уточнение, а в случае надобности и изменение программы действий в соревновании;
3) обеспечение отдыха между соревновательными стартами.
Накопление и переработка информации, поступающей в ходе соревнования.
Наблюдая соревновательные действия других участников, знакомясь с их результатами на разных этапах состязаний, спортсмен уточняет свои предположения о готовности соперников, их технической оснащенности, тактическом мастерстве, об их физических и волевых качествах. Приглядываясь к соперникам вне беговой дорожки (сектора, зала, помоста, ринга, ковра и т.д.), спортсмен может по особенностям повеления, по реакциям на окружающее судить об их настроении, самочувствии, о том, как они оценивают свои шансы на успех, на победу в соревновании. Оценивая свои соревновательные действия, свое самочувствие при их выполнении, спортсмен может сделать достаточно точное наключение о собственной готовности. Это, а также анализ по ходу соревнования турнирной таблицы, очков, баллов, уже набранных соперниками, и тех, которые они еще, вероятнее всего, получат, дает спортсмену новую информацию, необходимую для корректировки и конкретизации собственной программы действий на последующих этапах соревновательной борьбы.
Уточнение и изменение программы действий в соревновании связано с результатами оценки и осмысления непрерывно поступающей информации.
Например, если фигурист-одиночник, опередивший после короткой программы всех участников соревнований, кроме одного, должен в произвольной программе кататься за ним, а этот основной соперник допускает срыв — падает после исполнения трудного элемента и получает сравнительно низкую оценку, то наш фигурист принимает решение не рисковать и заменяет запрограммированный четырехоборотный прыжок прыжком в три оборота. Если же соперник здорово откатался и получил соответствующую высокую оценку, фигурист не только сохраняет в программе прыжок в четыре оборота, но даже усложняет, несмотря на риск, каскад из двух очень трудных и еще им не в полной мере отшлифованных прыжков, понимая, что только их выполнение позволит получить оценку, достаточную, чтобы опередить соперника.
Например, борец, добившийся в первой половине схватки с сильным противником преимущества в 5 баллов, принимает решение больше не рисковать, а "работать вторым номером", то есть дать сопернику возможность атаковать, а самому защищаться, и, если представится такая возможность, провести контрприем, получает от необъективных судей (какие, увы, встречаются на соревнованиях любого масштаба) сначала одно, а сразу за ним и второе предупреждение за "пассивную борьбу", он резко меняет свою программу действий. Он снова рискует, снова идет в атаку.
Важно иметь в виду, что существует противоречие между жестко запрограммированной целью соревновательной деятельности и зависящими от ситуации средствами ее достижения, между запрограммированными действиями и вариантами двигательных ответов на различные изменения соревновательной обстановки.
Например, прыгун с шестом, поставивший перед собой цель взять высоту 5 м 70 см, преодолевает в первых соревновательных прыжках 5.20, 5.40 и 5.50, используя относительно "мягкий" для себя шест, почувствовал, что сегодня именно этот шест ему подходит. Заранее он программировал брать высоту 5.60 и выше с более "жестким" шестом (тот лучше "кидает"). Но сейчас этот шест "не ложится в руку". Прыгун все-таки заставляет себя взять его и вполне может быть так, что именно поэтому не добивается успеха.
Дело в том, что, сохраняя установку на достижение цели, спортсмен стремится мобилизовать все свои силы, чтобы, несмотря на всевозможные помехи, использовать запланированные средства ее достижения, то есть стремится оставить программу неизменной. В то же время поиск оптимальных решений побуждает его в связи с меняющимися условиями и возникающими препятствиями корректировать программу и даже решительно ее менять. Такое противоречие может привести спортсмена к конфликтному состоянию, при котором человек не знает, как ему поступить, колеблется в момент, когда нужно быстро принять решение и сразу приступить к его практическому осуществлению.
Например, конькобежец, имеющий цель получить золотую медаль в беге на 5000 метров, стартующий в последнем набеге с сильным соперником, составил вместе с тренером график прохождения дистанции так, чтобы показать наилучшее, на какое он способен, время. Первые четыре круга он бежал строго по графику, но тут его соперник "ускорился" и стал уходить вперед. Что делать? Держаться за ним, опережая график бега, или, соблюдая график, дать ему уйти вперед?
Выйти из конфликтного состояния можно, экстренно создав словесно-образную модель соревновательной ситуации и сравни!! ее с той моделью, что была сделана на предыдущих этапах психологической подготовки при программировании соревновательной деятельности. Достаточно полное совпадение этих моделей может быть для спортсмена сигналом, побуждающим его придерживаться ранее принятой программы. Существенная разница между ними, заставляет менять программу "па ходу".
Обеспечение отдыха между соревновательными стартами — весьма трудная задача третьего периода психологической подготовки. В одних видах спорта соревнования длятся несколько дней, в других — спортсмену приходится два три раза в день или больше принимать старт. По мере Приближения к финалу интервалы отдыха между попытками, подходами, Поединками могут сокращаться, а интенсивность физических и волевых затрат возрастать. Все это может привести к тому, что на самом ответственном этапе соревнований у спортсмена не будет достаточной физической и нервно-психической энергии. Чтобы этого не произошло, надо к Специально организовать отдых между соревновательными действиями. Такому отдыху способствуют: отвлечение от мыслей о соревновании, переключения на занятия, не связанные с соревнованием, использование успокаивающей и мобилизующей частей аутогенной (или ее вариантов: Нсихорегулирующей, психомышечной, ментальной) тренировки. Все эти Мероприятия следует постараться проводить в некоторой изоляции. Во всяком случае нужно стремиться отдыхать вне помещения или стадиона, где проходят соревнования. Это уменьшит число раздражителей, вызывающих эмоциональное напряжение и расход нервно-психической энергии. Важно также не сосредоточивать внимание на срывах и ошибках, допущенных во время выступления, и на вызванных ими частных неудачах. Тщательный их анализ лучше провести после окончания соревнований.
Таковы основные задачи и средства психологической подготовки спортсмена к соревнованию. В разные периоды она тесно связана то с технической, то с тактической подготовкой, но обязательно включает и специальные средства, основанные на механизмах саморегуляции человеком своей целенаправленной активности и своего состояния.
Юрий Яковлевич КИСЕЛЕВ