Как сохранить здоровой психику юного теннисиста
Недавно в теннисной школе «Теннис-Парк» в рамках действующего там проекта «медико-педагогического и психологического сопровождения спортивной подготовки в ДЮСШ» состоялся семинар для родителей юных воспитанников школы. Необходимость такой встречи назрела давно: ведь родители являются активными соучастниками сложного и очень тонкого процесса физического и психологического роста и становления будущих спортсменов. О том, как они могут стать помощниками тренеров и педагогов и, таким образом, способствовать долгой и успешной жизни их детей в спорте, и шла речь на семинаре. Об этом же и предлагаемая статья, в первой части которой говорится о том, чего следует избегать в общении со своими спортивными детьми.
Приводя своего ребенка в спортивную секцию, родители преследуют вполне определенные цели. Это, как минимум, более эффективное и интенсивное физическое развитие детей и овладение ими новой спортивной дисциплиной, а как максимум - достижение определенных спортивных результатов.
Само по себе желание родителей, чтобы ребенок начал спортивную карьеру, не является чем-то противоестественным. Другой вопрос, что не все родители могут объективно оценивать реальные возможности своего ребенка на определенном этапе его развития. Здесь необходимо понимание того, что все дети развиваются по-разному: одни могут «выстрелить» рано, к другим мастерство приходит намного позже.
В отличие, например, от циклических видов спорта, где оценка динамики спортивного развития может носить вполне объективный характер, выраженный в конкретных цифрах (секунды, метры, килограммы, очки и т.д.), в игровых видах спорта, особенно в теннисе, это сделать заметно сложнее.
Как правило, наиболее объективная оценка может быть дана по результатам выступления спортсмена на соревнованиях, что и является для большинства родителей мерилом роста спортивного мастерства их ребенка. Но проблема заключается в том, что теннис является одним из самых сложных в психологическом отношении видов спорта, и результаты соревнований очень часто не отражают реальные возможности теннисистов.
Влияние родителей на результаты выступления детей на соревнованиях сложно переоценить – с точки зрения психологии, это, безусловно, самый важный фактор наряду с влиянием, которое оказывает тренер. И здесь часто проявляется обратная зависимость – чем больше родители желают победы своего ребенка, тем более осложняют его выступление на соревнованиях.
Важно помнить следующее: Ваше желание победы своему ребенка, по крайней мере, не должно превышать его собственную потребность в успехе. При этом нужно понимать, что потребность в превосходстве развивается у разных детей по-разному, и воспитывать ее специально не нужно. В противном случае ребенок будет хотеть победы только для того, чтобы не разочаровать своих родителей и будет бояться либо обидеть их, либо быть отвергнутым ими. Соответственно, цена ошибки вырастает многократно, а с ним и внутреннее напряжение спортсмена, которое совсем не способствует хорошей игре.
Здесь очень важно понимать, чем обусловлено чрезмерное желание иных родителей победы их ребенка на соревнованиях. Трудно найти кого-то, кто бы не радовался успехам своих детей – это более чем естественно. Но если это желание чрезмерно, вполне вероятно, что вы реализуете собственные честолюбивые амбиции посредством своих же детей и рискуете не только не добиться желаемой цели, но и серьезно осложнить психологическое благополучие ребенка.
Давайте рассмотрим наиболее частые и губительные приемы, которые родители используют в общении со своими спортивными детьми и чего делать мы категорически не рекомендуем, т. е. что не должны делать родители.
1. Давление на ребенка - когда родители оказывают дополнительное давление помимо того, которое спортсмен получает от самого тенниса. Любое неоправданное стремление к победе обостряет и без того всегда присутствующий стресс, который зачастую спортсмену бывает не под силу преодолеть.
Необходимо отметить, что такое давление может носить и невербальный (т.е. несловесный) характер. Иногда приходится слышать от родителей фразу: «Я молчу, ничего не говорю, пусть сам и т. д.». Но не стоит забывать, что дети прекрасно чувствуют ваше настроение – и то напряжение, которое есть у вас, скорее всего передастся и ребенку. Соответственно, прежде чем научиться правильно настраивать юного спортсмена, нужно научиться правильно настраивать себя.
Бывает, что родители постоянно ворчат или «нависают» над ребенком. Мол, ребенок не так, как надо, тренируется, недостаточно работает со скакалкой или не обращает внимания на график своих вступлений. Такие родители считают, что они выполняют свою работу, оплачивая расходы, обеспечивая транспорт, а их дети не выполняют со своей стороны свои обязанности.
2. Воздействие страхом - когда родители используют наказание, а также угрозу лишить своей любви, каких-то благ, подарков и прочих удовольствий с тем, чтобы заставить своих детей выступать лучше. К сожалению, это может сработать, но лишь в течение какого-то времени. Дети добиваются видимого успеха, в результате чего у родителей возникает уверенность, что их тактика правильная. Но присутствующий психологический риск через какое-то время оборачивается опасностью для здоровья детей и чреват серьезными срывами.
Здесь необходимо также отметить, что и система поощрений не должна быть четко привязана к результатам в соревнованиях. Ожидание значимого поощрения также может вызвать дополнительное напряжение и, в конечном итоге, отрицательно сказаться на результатах. Кроме того, достойный проигрыш, просто классная игра и желание победить и бороться до конца, также могут рассматриваться как положительный итог участия в соревнованиях.
Излишняя критика - когда родители утрачивают объективность и вмешиваются в этику победы или поражения. Особенно негативные последствия имеют критические замечания непосредственно по результатам соревнований: ребенок в любом случае сильно расстроен, и дополнительные замечания от отца или матери: «Почему ты слева не играл и т.д.?» усиливают его негативное состояние, которое может ослабить его желание тренироваться и участвовать в соревнованиях.
«Эмоциональная глухота» - когда родители, например, не понимают проявления неуверенности или волнения. Исследования показали, что дети, у которых проявляются черты повышенного беспокойства, как правило, имеют родителей, которые не чувствуют проявления этих черт. Дети говорят, что они боятся играть, они нервничают или переживают напряжение. «А что тут такого?», - обычно говорят эти родители.
5. Порождение чувства вины используется для того, чтобы заставить ребенка выступать так, как хотят родители. Типичное замечание: «Я столько для тебя сделал!», «Мы стольким для тебя пожертвовали!», «По крайней мере, ты мог бы получше воспользоваться теми возможностями, которые мы тебе даем».
У ребенка возникает чувство, что из-за его тенниса другие члены семьи в чем-то себя ограничивают. Когда он проигрывает, то задумывается: «Все столько сделали, а что же я?». По сути своей такой прием является крайней формой манипуляции и не только не приводит к результатам в спорте, но и может осложнить отношения родителей и детей в дальнейшем.
Преувеличение роли тенниса - когда родители делают теннис главным приоритетом в жизни ребенка. Важность встречи, турнира вырастает до невероятных размеров. Все остальное в семье отходит на задний план. Если чувство собственного достоинства юного спортсмена зависит от его победы или поражения, то такой перекос может иметь трагические последствия. У ребенка не должно возникать чувство, что он менее ценен, когда он проигрывает, или, что его меньше любят.
Игорь Бабичев, психолог ДЮСШ «Теннис-Парк», кандидат психологических наук
Ольга Жихарева, спортивный директор ДЮСШ «Теннис-Парк», кандидат педагогических наук
Алексей Лапин, доктор медицинских наук, профессор, руководитель проекта «медико-педагогического и психологического сопровождения спортивной подготовки»
Подготовил Виталий Яковенко
По материалам портала tennisweekend.ru
(продолжение следует)
окончание, начало см. материал «Как сохранить здоровой психику юного теннисиста»
Настрой на мастерство, а не на результат!
Мы завершаем разговор о роли родителей в процессе становления юного теннисиста. Сегодня поговорим о том, что необходимо для успеха вашего ребенка на корте и что для этого должны сделать родители
1. Создать позитивную атмосферу, благоприятный психологический климат.
Для успеха в теннисе родители должны уметь смотреть дальше результата игры на корте. Если поставлена цель сделать ребенка блестящим игроком, насколько это возможно, то жизнь требует, чтобы родители держались на некотором отдалении, ослабляли давление, испытываемое их ребенком, воспитывали и поддерживали его.
Главная цель юного теннисиста — играть, находясь в идеальных соревновательных кондициях. Достичь этого можно, только будучи психологически устойчивым, а для этого нужно создать позитивную обстановку вокруг юниора.
В американском издании «Выигрышная комбинация» приводятся слова Джин Остин, матери знаменитой теннисистки Трэйси Остин, ставшей победительницей Открытого чемпионата США в 16 лет: «Мы старались не слишком давить… Нам никогда не хотелось, чтобы у нее сложилось впечатление, будто она должна побеждать для того, чтобы доставить нам удовольствие. Зачастую именно родители хотят, чтобы их ребенок стал чемпионом, а это не срабатывает».
Исследование идеального состояния спортсмена во время соревнований, проведенное в американском Центре спортивного мастерства, подтверждает, что подход в семье Остин был именно таким, какой нужен для воспитания чемпионов.
Когда спортсмен находится на своем пике, он наверняка почти не испытывает стресса, беспокойства или давления. И черпает энергию из другого источника. В результате позитивных эмоций срабатывают биохимические механизмы, и в таком состоянии спортсмен раскрывает свой потенциал: становится более резким, более скоростным, более хитрым и получает больше удовольствия.
2. Уметь правильно настраивать своего ребенка.
Родители должны формировать у игрока чувство уверенности, содействовать тому, чтобы ребенок получал больше радости от тенниса, пробуждать у него интерес к игре. Родители должны помочь ребенку развить позитивное мышление для того, чтобы он контролировал ситуацию, был резким, чтобы у него развилось умение расслабляться во время игры.
Таким образом, задача родителей — помочь ребенку выступать в самом оптимальном эмоциональном состоянии. Они должны содействовать формированию идеальных психологических кондиций, помогая своему сыну или дочери расслабляться или успокаиваться. Родители должны уменьшить влияние внешних стрессов, а также стрессов, вызываемых внутренними обстоятельствами. Им следует убеждать ребенка в том, что спорт приносит радость и удовольствие. Позитивное отношение родителей вселяет в ребенка чувство личной уверенности, которая дает ему возможность эмоционального контроля.
Этот контроль, в свою очередь, помогает молодым спортсменам при столкновении с различными проблемами выбирать нетрадиционные пути и воспринимать такие ситуации не как угрозы, а как препятствия, которые нужно преодолеть. Кроме того, контроль помогает избегать вспыльчивости, а также надлома и мандража.
3. Формировать у ребенка правильное отношение к спорту - сосредотачивать внимание на спортивном мастерстве, а не на спортивных результатах.
Спортивным мастерством спортивные психологи называют такое отношение спортсменов, когда они сосредотачивают свое внимание на игре, в то время как акцент на победе или поражении называется спортивным духом.
Психолог из Иллинойского университета, доктор Глин Робертс в статье, озаглавленной «Преодоление стресса» (опубликована в 1986 г.), исходил из того, что переоценка спортивного результата и недооценка мастерства объясняет то вызывающее удивление количество подростков, которые перестали участвовать в спортивных состязаниях в Америке. По оценке доктора Робертса, 80% всех детей в возрасте от 12 до 18 лет перестают играть турниры. «Наверняка, - пишет доктор Робертс, - эти «отказники» были сориентированы исключительно на результат. В этом, похоже, заключается проблема юниорского тенниса».
Выдвигая на передний план мастерство, родители помогают юниору достичь самого высокого уровня, который он может достичь. Они должны убедить своего ребенка попытаться рискнуть, приложить свои усилия на все 100% и подойти к этому по принципу «что будет, то будет». Такие родители понимают, что эмоциональное благополучие ребенка, его становление как личности вытесняют все остальное. Особенно результат матча.
Теннис должен нести в себе здоровый эмоциональный элемент, как для родителей, так и для ребенка. Самоуважение не должно зависеть от победы или поражения. Вместо этого родителям следует заострять внимание на таких качествах, как мужество и честность. Родителям, которые ставят во главу угла победу, будет трудно скрыть свое разочарование при поражении. «Почему ты не приложил больше старания? - спросят его родители, когда ребенок покинет корт. - Почему ты не шел к сетке, когда у тебя пошел удар с лета? Почему ты не сказал, что мяч был правильный? (т.е. не оспорил решение судьи)».
Игрок не сможет подойти к родителям, которые задают такие вопросы.
4. Не проявлять негативные эмоции и отношения.
Во всяком случае, если это не является реакцией на неспортивное поведение. «Правильные родители» сохраняют спокойствие и не расценивают деньги и время, потраченные на юниорский теннис, как вклад в нечто, что в будущем принесет им дивиденды. Они не смешивают свою потребность в самоутверждении с потребностью своего ребенка. А эти потребности — к примеру, неудачный брак, собственные несбывшиеся спортивные амбиции, жизненный кризис — дают мощный импульс для чрезмерно активного участия родителей в тренировочном процессе юного теннисиста. Понимающие же родители держат свои проблемы при себе. Они знают, что теннис - не командный вид спорта и что «мы» в соревновании не участвует.
5. Осуществлять психологическое сопровождение.
Родители могут реально помочь своему ребенку во время соревнований в том случае, когда имеется устойчивый визуальный контакт со спортсменом. Часто приходится видеть, как многие родители что-то подсказывают жестами своим детям, участвующим в соревнованиях. Возможно, такое сопровождение играет свою позитивную роль.
Мы предлагаем простой и понятный метод психологической поддержки спортсменов, заключающийся в том, что родители посредством визуального контакта с играющим ребенком передают ему необходимое эмоциональное состояние, отражая его посредством поз, жестов и мимики. Например, уверенность и позитив, излучаемые отцом или матерью, могут передаваться и ребенку, а победные жесты при удачных розыгрышах придадут ему дополнительную энергию и азарт.
Но важно помнить, что, несмотря на простоту этого метода, иногда очень сложно совладать с собственными эмоциями. Это не всем под силу.
Поэтому мы рекомендуем родителям, просто болеющим за своих детей, находиться вне зоны возможного визуального контакта. В противном случае ваши досада, негодование, растерянность дополнительно усилят негативное состояние юного спортсмена, который невольно оглядывается на вас.
Часто приходится видеть, как родители передают игрокам визуальное сообщение типа: «Что ты сделал?», «Как это получилось?», «Играй быстрей!» и т.п. Тем самым они регулируют собственное состояние, но не состояние своего ребенка и иногда дополнительно усиливают давление на игрока.
В то же время передача спортсмену необходимых ему позитивных эмоций может оказать дополнительную помощь, придать дополнительную энергию.
Подготовил Виталий Яковенко
По материалам портала tennisweekend.ru
Теннис и медицина: вместе надежнее
В московской теннисной школе «Теннис-Парк» успешно реализуется уникальная программа по медико-психологическому сопровождению тренировок юных теннисистов.
… Итак, вы отдали ребенка в теннис. И тут же обрели массу проблем: из старых кроссовок он уже вырос, ракетка ему тяжеловата, тренер, как вам кажется, уделяет ему меньше внимания, чем остальным, бабушка заболела и не сможет остаться с ним на время тренировки, семейный бюджет трещит по швам и тут не до тенниса... И прочее и прочее. Но как часто мы забываем о главном — а как он себя чувствует, выходя на корт? Как он справляется с тренировочными нагрузками? Как они влияют на его здоровье?
На этот счет в теннисной школе «Теннис-Парк», что на Рязанском проспекте, родители могут быть спокойны. Вот уже второй год здесь успешно работает уникальная программа «Медико-педагогическое и психологическое сопровождение процесса спортивной подготовки», разработанная и внедренная в «Теннис-парк» с участием Федерации тенниса России и Российской ассоциации по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов» (РАСМИРБИ). Корреспондент «Tennis Weekend» Виталий Яковенко встретился с ее авторами-разработчиками — Ольгой Жихаревой, спортивным директором ДЮСШ «Теннис-Парк», кандидатом педагогических наук, членом Тренерского совета ФТР и Алексеем Лапиным, доктором медицинских наук, профессором, вице-президентом «Российской ассоциации по спортивной медицине и реабилитации больных и инвалидов», руководителем проекта «Медико-педагогическое и психологическое сопровождение процесса спортивной подготовки теннисистов» при ДЮСШ «Теннис-Парк».
TennisWeekend: Стенд вашей школы на «Кубке Кремля» привлек внимание очень интересным видеороликом о разработанной в вашей школе инновационной программе работы с юными теннисистами, к которой привлечены медики, психологи и педагоги, а также внушительный арсенал самых современных технических средств. Но прежде чем мы перейдем к проекту, хотел бы спросить вас, чем была вызвана его необходимость? С чего все началось?
Ольга Жихарева: Началось с того, что для нормальной школы работы нам потребовались врачи. И это совершенно нормально, так как в процессе работы с детьми на корте случается всякое — ушибы, вывихи, другие травмы или просто недомогание... К тому же у нас в школе всегда много родителей, которые буквально всем сердцем переживают за своих детей во время соревнований — и, признаюсь, были случаи, когда им также оказывалась неотложная медицинская помощь. Это был первый посыл к тому, что нам была необходима полноценная медицинская поддержка. Вторым стал тот факт, что я член Комплексной научной группы (КНГ) Федерации тенниса России. Я сама участвовала в работе с юношескими сборными и знаю, какой контроль проходят члены сборных команд. Я понимала, что это то, что нам нужно.
Все это мы обсудили с Алексеем Юрьевичем, которому я очень благодарна за помощь в организации программы. В итоге в марте прошлого года мы запустили пилотный проект. Были подобраны методики медицинского сопровождения. За три следующих месяца мы удостоверились, что все замечательно работает, и с сентября 2014 года запустили проект в полном масштабе.
Алексей Лапин: Разработка программы была продиктована и тем, что у нас на руках была статистика. И статистика — увы, печальная. Она, например, показывает, что всего 5 процентов выпускников наших средних школ не имеют очевидных заболеваний. То есть, 95 процентов имеют одно или несколько хронических заболеваний. Поэтому говорить о том, что в спортивных школах занимаются только здоровые дети, не представляется возможным. Второй вывод, который мы сделали в рамках исследований «Российской ассоциации по спортивной медицине» - каждый третий юный спортсмен в возрасте от 14 до 17 лет заканчивает занятия спортом из-за медицинских проблем. А это зачастую очень талантливые ребята! Наконец, третья проблема, которая подвигла нас к созданию самостоятельного проекта — это развал когда-то существовавшей системы врачебно-физкультурных диспансеров. Из-за отсутствия специалистов, необходимого финансирования и оборудования эта система сегодня сильно деформирована. Этот печальный факт подтверждает еще одна цифра: из 4,5 миллионов детей, официально занимающихся в детско-юношеских спортивных школах и школах Олимпийского резерва, только 20 процентов проходят ежегодное углубленное медицинское обследование, обязательное согласно приказу Минздрава РФ. Все остальные приносят медсправки. У людей есть свой опыт, как их добывать, и мы не знаем их цену — в буквальном и переносном смысле слова. Обобщая этот опыт, все эти статистические данные, мы пришли к выводу, что медицинское и психологическое сопровождение тренировочного процесса надо начинать не в сборных, когда это уже поздно, а практически с начала игровой практики детей, с их первых шагов на корте. При этом, не создавая поликлиник и стационаров, мы делаем тренировочный процесс более безопасным и комфортным для детей за счет непрерывного медицинского сопровождения. А почему конкретно я занялся этим? Последние 20 лет я занимался медико-психологическим сопровождением лиц опасных профессий.
TennisWeekend: Спорт можно отнести к «опасной» сфере деятельности?
Алексей Лапин: Для нас спортсмен — это опасная профессия. Спорт — это и инвалидизация, и травматизм. Спортсмены, без сомнения — это группа риска. И поэтому благодаря обобщенному нами опыту профессионального сообщества, нам удалось интегрировать методики, позволяющие обследовать детей на разных этапах спортивной подготовки — разной кратности, в разных программах. У нас постоянно есть объективная картина по состоянию детей, занимающихся спортом. Это очень важно, особенно если учесть, что тренировочный процесс сегодня стал гораздо интенсивнее и сложнее по нагрузкам, чем, скажем, 15 лет назад. В то же время дети функционально стали слабее. Возьмем хотя бы физическую подготовленность: например, нынешние дети выжимают на динамометрах на 5-7 килограммов меньше, чем их сверстники 10-15 лет назад. Мы видим больший процент детей либо с потерей мышечной массы, либо с преобладанием жировой ткани. То есть, и истощенных, и с признаками ожирения.
Ольга Жихарева: У нас в Федерации тенниса России есть интересная статистика на этот счет. Руководитель КНГ Анна Петровна Скородумова сравнивала показатели функциональной подготовленности членов сборных поколения Андрея Чеснокова и наших нынешних сборников того же возраста. Выявилась большая разница в пользу поколения Чеснокова.
TennisWeekend: Как выстроен процесс медико-психологического сопровождения тренировочного процесса? Какова его, так сказать, технология?
Алексей Лапин: Прежде всего хотел отметить, что это наше «ноу-хау». Мы обобщили наш опыт в области оценки оперативного состояния ребенка — его физического, функционального и психо-эмоционального состояния. Первая технология - это ежедневное обследование оперативного состояния ребенка с помощью системы «Омега-Спорт». Оно занимает очень мало времени — порядка пяти минут до и после тренировки. Практически это запись ритмограммы сердца, которая по сути является интегральным показателем функционального, физического и эмоционального состояния на данный момент.
Могу сказать, что в нескольких случаях на основании полученных результатов мы были вынуждены снимать детей с тренировок. Выявлялись, например, признаки переутомления. Бывали случаи, когда ребенок на психо-эмоциональном уровне не был готов к тренировке. Причины могут быть разные: это и большие нагрузки в школе или ребенок просто не выспался, засиделся накануне у компьютера.
Ольга Жихарева: Система «Омега-Спорт» используется и для определения величины нагрузки и ее переносимости. В итоге мы можем точнее определить, как должен проходить тренировочный процесс в дальнейшем, нужны ли в каждом конкретном случае какие-то коррективы. То есть, определяем индивидуальный тренировочный план для каждого ребенка.
Алексей Лапин: Подчеркну еще, что при этом нам не важны абсолютные цифры, полученные при каждом обследовании. Принципиально важна динамика, которую мы наблюдаем. По динамическому сравнению результатов — сегодня — завтра, завтра — послезавтра и так далее — мы, учитывая величину и характер нагрузок, получаем ясную картину переносимости нагрузок, динамику состояния, даже имеем возможность выявить признаки предзаболевания. То есть постоянно сравниваем результаты обследования в динамике — до и после тренировок и во время соревнований... В этом и состоит принципиальное отличие нашей работы от того, чем занимаются наши коллеги во врачебно-физкультурных диспансерах. Они обследуют ребенка, не зная динамики его состояния, каким нагрузкам он подвергается. Они не знают, что такое тренировочный цикл. Мы же наблюдаем его ежедневно.
TW: Как складывается ваше сотрудничество с тренерским составом школы, с родителями?
Алексей Лапин: Что показательно: если в начале внедрения программы чаще мы приходили к тренерам с нашими рекомендациями, то сейчас уже тренеры чаще приходят к нам или приводят детей, чтобы проконсультироваться по каким-то вопросам. Конечно, здесь очень важны контакт врачей и тренеров, степень их взаимного доверия и просто человеческие отношения. Добавим еще один важнейший компонент — постоянное взаимодействие с родителями. Получается живой круг общения и сотрудничества. Со всеми плюсами и минусами, но это — живой, работающий организм.
TW: Помимо ежедневного оперативного контроля состояния детей вы применяете ряд других технологий медицинского сопровождения...
Алексей Лапин: Второй технологией является оценка композиционного состава тела с помощью специальной аппаратуры. Сам процесс обследования длится всего три-четыре минуты. В итоге мы определяем содержание воды, жировой массы и мышечной массы. Эта методика позволяет оценить возможности ребенка, переносимость нагрузок, что особенно важно в подростковом возрасте, когда меняется гормональный фон, идет бурный рост, формируется костно-мышечная система. По результатам этого обследования, который проводится один раз в три-четыре месяца, можно быстро и точно определить, в том числе, признаки перетренированности ребенка.
Наконец, третий метод — тестирование с помощью автоматизированного комплекса диспансерных обследований АКДО. Мы взяли его из педиатрии. Этот прибор позволяет выявить наличие отчетливых патологий по 26 системам и органам ребенка. А главное — с его помощью мы можем распознать проблемы в функционировании систем и органов, которые клинически не проявляются. Это крайне важно. На основании электронной обработки результатов такого тестирования мы можем дать рекомендации по дальнейшему обследованию ребенка, а также относительно его занятий спортом. Отмечу также, что все три разработки, о которых я говорил, отечественные. Так что, как видите, мы занялись импортозамещением еще до того, как вопрос стал таким острым...
Изюминка нашей работы состоит в том, что мы не только применяем в обследовании детей каждый прибор в отдельности, а в том, что мы интегрировали все методики в единую систему, выстроили периодичность их использования. Теперь мы можем сказать, что держим руку на пульсе каждого ребенка и можем информировать о состоянии его здоровья тренеров и родителей.
Слава Богу, у нас пока не было критических, оперативных случаев с точки зрения медицинских проблем, но профилактическая составляющая этой работы здесь очевидна.
TW: Пока мы говорили о медицинских аспектах сопровождения тренировочного процесса.
А в чем состоит его психологическая составляющая?
Алексей Лапин: Мы приняли, на наш взгляд, правильное решение: детям и подросткам в детко-юношеском спорте не нужен спортивный психолог. Нам нужны детские психологи. В основном проблемы психологического характера связаны с психологией общения, психологией поведения, коммуникации. Это общие проблемы жизни ребенка в социуме — это и отношения в семье, его воспитание, отношения ребенка с тренером. И все это не требует никакой специальной психологической подготовки. Школьный психолог проводит психодиагностику каждого ребенка, на основании которой составляются тренировочные программы. Очень важной составляющей работы психолога является сопровождение детей во время соревнований.
Ольга Жихарева: Хотела бы добавить, что психолог решает и конкретные чисто практические задачи. Например, в этом году наши дети 2005 года рождения начали участвовать в официальных турнирах РТТ (Российского теннисного Тура — Прим. TW). Пока они чувствуют себя не очень уверенно, поскольку у них еще нет опыта и мало рейтинговых очков. К тому же младшие просто теряются перед детьми годом старше, у них появляется комплекс неуверенности. Так вот с помощью психолога мы эти проблемы решаем. Так, недавно перед турниром мы проводили тренинги по повышению самооценки, и надо сказать, что на последнем турнире они себя ощущали совсем по-другому. Виден результат работы психолога. Еще один пример. Есть определенные психологические приемы, которые учат правильному поведению после проигрыша очка. «Забудь о проигранном очке, сосредоточься на следующем!». «Подними голову, высоко держи подбородок!», «Не давай головке ракетки болтаться внизу!» - вот только несколько элементарных советов, которые придают ребенку чувство уверенности. Если выиграл очко, то приободри, заведи себя так, чтобы этого «завода» хватило до конца матча. Всему этому учат на тренингах. И я как спортивный директор вижу, как это работает, что меня, конечно, радует.
Еще одно очень важное направление в деятельности психолога — это работа с родителями. Мы проводим для них специальные тренинги. И могу сказать, что эта работа тоже приносит свои плоды.
Не могу не упомянуть и о таком аспекте нашей работы, как тестировании физической подготовленности. У нас очень хорошая аппаратура, позволяющая очень точно тестировать, в том числе, скоростные способности наших подопечных, что нельзя сделать ручным секундомером. Мы анализируем результаты тестов и таким образом можем вносить коррекцию в работу наших тренеров по ОФП. Соответственно повышается качество тренировочного процесса. К тому же эта аппаратура позволяет моделировать любые игровые ситуации на корте, что способствует обучению игровым навыкам.
Алексей Лапин: Сегодня мы подошли к реализации четвертой составляющей нашего проекта — к использованию оздоравливающих и восстановительных технологий. Они включают, помимо прочего, массаж и использование спец приборов для восстановления, миостимуляции, систему специальной заминки. Без этого программа не будет полной. Сейчас мы отрабатываем взаимосвязь с тренерами по ОФП и вскоре выделим отдельного специалиста, который будет заниматься этой работой.
«Tennis Weekend» Виталий Яковенко